Работаем Пн-Сб с 12:00 до 20:00 +7 (916) 621-51-54
Мастер-класс

печать линогравюры на футболке

Дата публикации: 08.01.2017
Материалы и инстументы:
текстиль, краска, линогравюра, валик, пресс
Время работы:
1 часов, сложность: средняя

Введение

Заранее скажу, что печатать на ткани вручную у меня не получалось никогда. Но идея оживить любимые футболки, а заодно и вывести в свет старые доски, жила постоянно. В итоге я воспользовалась офортным станом. И первые оттиски оправдали ожидание.

Здесь я не буду говорить о том как режется линогравюра. Это отдельная тема, если интересно, сделаю отдельно мастер-класс. Тут я бы хотела показать как с помощью типографской краски и офортного станка (или линогравюрного пресса) можно дать вторую жизнь старым студенческим ученическим доскам.


Печать линогравюры маленького формата

Берем обычную типографскую краску. Художественное масло просушенное на бумаге тоже подойдет. У меня была краска Zeller Gremlin, она застывает при УФ или собственным путем в течение нескольких дней. Масло тоже будет сохнуть несколько дней, т.к. растворитель при печати мы не используем категорически. Краска должна быть максимально вязкой и густой!

Типографская краска Zeller Gremlin

Для начала я решила начать с небольшой копии заставки к главе о Короле Артуре, работы Бердслея.

Итак, берем краску, выкладываем мастихином на ровную гладкую поверхность (стеклозеркало) и валиком (можно таким дешевым, или же дорогим, как будет ниже) раскатываем небольшое (не всю кучу, а по чуть-чуть) количество краски по нашей палитре до однородного состояния. Это делается для того, чтобы вся поверхность валика покрылась равномерным тонким слоем вязкой краски без шмотков, крупиц пыли и пробелов. Если краски будем много на валике, то финальный оттиск будет в жирных ошметках, если краски будет мало, оттиск выйдет с пробелами.

Копия заставки к главе о Короле Артуре

Поэтому помним о золотой середине. Осторожно накатывая на доску (на линогравюру, далее везде "доска") краску, идем всегда от краев к центру, прокатывая сначала периметр, затем только центр. Добавляем понемногу краски раскатывая из кучки, потом на палитру, потом и на доску.

Наносим краску на линогравюру

Накатывать доску можно сколько угодно, главное чтобы она равномерно заблестела свежим (в идеале тонким) слоем краски.

Валик после наката нужно класть валом на палитру, а чистой ручкой на чистый стол. Самое главное для печатника это чистые руки! Как на первом фото. Каждый раз говорю это своим ученикам, и каждый раз нет-нет, но на готовом листе появятся черные отпечатки пальцев. А это считается крайне дурным тоном.

Кладем футболку на станок, предварительно проложив ее листом чистой бумаги (чтобы краска не пропечаталась на спинку).

Линогравюра на футболке

Лицом вниз, аккуратно, по центру кладем доску уже со слоем краски.

Линогравюра на футболке

Накрываем футболку листом бумаги.

Линогравюра на футболке

Поверх бумаги накрываем кирзой, затягиваем вал, прокатываем, смотрим что вышло:

Линогравюра на футболке

Линогравюра на футболке


Печать линогравюры большого формата

Оставляем футболку сушиться, примерно дней на 5. После ее можно постирать первый раз вручную аккуратно в холодной воде, чтобы сошли излишки краски с ворсинок ткани, после чего ее смело можно будет пихать в стиральную машину. Выдерживает и самые высокие температуры, проверено.

Далее эксперимент с большой доской (А2) из эконом-линолеума:

Линогравюра на футболке

Было в институте задание вот такой натюрморт вырезать, после доска одиноко пылилась в мастерской.

Да, дырки в доске для чисто-белого цвета. Эти участки при накате краской очень часто пачкаются и портят оттиски, поэтому как правило такие места прорезают насквозь.

Накатываю большим тяжелым валиком, маленьким неудобно.

Линогравюра на футболке

Бедный Сократ пойдет в расход.

Линогравюра на футболке

Кладем на футболку, предварительно заклеив рукава скотчем. Т.к. доска большая, чтобы не обрезать рисунок я печатала его на спину.

Линогравюра на футболке

Волнующий момент, что же вышло.

Линогравюра на футболке