+7 (916) 621-51-54 график работы: с 10:00 до 20:00

Виды офортных лаков

Вы стоите в художественном магазине и Вам нужно купить офортный лак (у Вас в списке материалов к занятию так написанно). Но занудный продавец начинает выпытывать какой именно грунт Вам нужен и начинает показывать совершенно разные бутылки и коробочки, затрудняя Ваш выбор с каждым новым словом. Как выбрать? Давайте разберёмся раз и навсегда.

Офортный лак (или грунт — оба названия равнозначны) наносится на металлическую пластину чтобы защитить её от воздействия кислоты или соли. Лак наносится равномерным тонким слоем и после того, как он высохнет или остынет, художник процарапывает рисунок сквозь лак по доске. Там, где слой снят и металл оголён происходит химическая реакция и получается офорт.

В обиходе художники делят лаки на три вида: 

Твёрдый лакМягкий лакЖидкий лак
Похож на кусок воска
Наносится на горячую пластину
Бывает прозрачный или чёрный
После остывания — твёрдый
Обычно похож на кусок воска
Наносится на горячую пластину
Бывает прозрачный или чёрный
После остывания остаётся липким
Хранится в бутылке
Наносится кистью
на холодную пластину
Бывает прозрачный или чёрный
После остывания — твёрдый

Используется в большей степени:
для техники травлёный штрих
Используется для техники: 
мягкий лак
Используется для техник:
акватинта, фотоофорт,
ретушь любых техник и др.
 

 С цветом лака всё просто:

  • С чёрным (кроющим) лаком удобно делать первоначальный рисунок для травления. На чёрном покрытии хорошо видны блестящие линии голого металла. 
  • Прозрачным лаком удобно делать второе или последующее травления, так как сквозь прозрачный слой художник видит, что он дополняет к уже протравленному изображению.

Бывают лаки и других цветов, цвет лака абсолютно не важен.

Этих знаний Вам будет достаточно для выбора в 90% случаев. В любом случае, Вам нужно заранее понимать, какую именно технику офорта Вы будете делать. В оборудованной мастерской обычно есть все три вида лака.



А теперь с особо въедливыми офортистами мы можем более детально разобраться в видах лаков, которых выпускается великое множество. Совецкий художник, как шеф-повар, лаки варил сам. Множество рецептов описано в книге Василия Звонцова "Офорт", мастера старшего поколения расскажут Вам каждый собственный рецепт. Однако сейчас российскому художнику доступны готовые лаки, протестированные и производимые промышленными масштабами.

Итак, лаков всего два вида: твёрдый и мягкий. Мы говорим о состоянии грунта на доске после нанесения. 

  1. Твёрдый лак даёт жёсткое матовое покрытие, которое хорошо, без сколов процарапывается иглой.  
  2. Мягкий лак даёт липкое, мягкое покрытие. Липкость не исчезает со временем. На мягком лаке легко остаются отпечатки пальцев, травинок и любых текстур. Именно это свойство дало название отдельной технике офорта "Мягкий лак". Именно на мягком лаке с помощью тонкой бумаги и карандаша создаётся техника "Карандашная манера"
Каждый из этих лаков может быть как жидким, храниться в бутылке и наноситься кистью, так и твёрдым: храниться в виде плотных шариков или палочек. 





 и чтобы в них разобраться, нужно чётко уяснить, чем они отличаются. Каждый лак обладает одновременно следующими свойствами:
  1. Твёрдый или жидкий в неиспользованном виде
  2. Твёрдый или мягкий (на доске, в работе)
  3. Чёрный или прозрачный
  4. Быстросохнущий, ретушный и др.

Более всего нас интересуют первые два свойства, потому что из-за схожести названий возникает путаница.


1. Твёрдый или жидкий

Мы говорим об агрегатном состоянии офортного лака в неиспользованном состоянии. 

  • Жидкий лак хранится в герметичной бутылке, так как растворитель очень легко испаряется. 
  • Жидкий лак льётся (если он свежий) или похож на мёд (если он загустел от времени). 
  • Жидкий лак наносится на холодную доску кистью, валиком или наливается


  • Твёрдый лак выглядит как шарик, палочка или бесформенный кусочек.
  • Твёрдый лак похож на воск, разной степени твёрдости
  • Твёрдый лак наносится на разогретую доску.


2. Твёрдый или мягкий
Да-да, не удивляйтесь. Сейчас мы говорим о том, какими свойствами обладает лак после нанесения на доску и полного высыхания.

  • Твёрдый лак даёт жёсткую, достаточно прочную поверхность.
  • Твёрдый лак царапают иглой
  • Мягкий лак после полного высыхания остаётся чуть липким. 
  • На мягком лаке легко остаются отпечатки пальцев, травинок и любых текстур. Именно это свойство дало название отдельной технике офорта "Мягкий лак". Именно на мягком лаке с помощью тонкой бумаги и карандаша создаётся техника "Карандашная манера"


3. Чёрный или прозрачный

Это просто цвет лака. Ещё бывает красный, серый и т.д. Чёрный лак кроющий, непросвечивающий.

  • С чёрным лаком удобно делать первоначальный рисунок. На чёрном покрытии хорошо видны блестящие линии голого блестящего металла. 
  • Прозрачным лаком удобно делать второе или последующее травления, так как сквозь прозрачный слой художник видит, что он дополняет к уже протравленному изображению.


____________________________________
 


Офорт — это разновидность гравюры на металле, в которой изображение на доске создаётся химическим путём. Чаще всего медные и цинковые пластины травятся кислотой или солью. Отсюда и происходит название техники: "eau-forte" в переводе с французского — азотная кислота. Офорт (etching) включает в себя много разновидностей: 
  • травлёный штрих
  • акватинта
  • мягкий лак
  • карандашная манера
  • резерваж
  • лавис

За последний год художники открывают для себя технику офорт. Кстати, многие из этих графиков к этой технике возвращаются, так как раньше занимались. 

Так как в последнее время интерес к созданию офортов у художников сильно возрос, то нам всё чаще и чаще приходится отвечать на вопросы о лаках. 

Кратко напомню, что создание офорта состоит из следующих этапов:
  1. Выпиливание и полировка металлической доски (чаще всего медной или цинковой)
  2. Покрытие доски лаком
  3. Процарапывание рисунка на лаке
  4. Химическое воздействие (травление кислотой или солью)
  5. Очищение доски от лака
  6. Печать рисунка на бумаге