Вы стоите в художественном магазине и Вам нужно купить офортный лак (у Вас в списке материалов к занятию так написанно). Но занудный продавец начинает выпытывать какой именно грунт Вам нужен и начинает показывать совершенно разные бутылки и коробочки, затрудняя Ваш выбор с каждым новым словом. Как выбрать? Давайте разберёмся раз и навсегда.
Офортный лак (или грунт — оба названия равнозначны) наносится на металлическую пластину чтобы защитить её от воздействия кислоты или соли. Лак наносится равномерным тонким слоем и после того, как он высохнет или остынет, художник процарапывает рисунок сквозь лак по доске. Там, где слой снят и металл оголён происходит химическая реакция и получается офорт.
В обиходе художники делят лаки на три вида:
Твёрдый лак | Мягкий лак | Жидкий лак |
Похож на кусок воска Наносится на горячую пластину Бывает прозрачный или чёрный После остывания — твёрдый | Обычно похож на кусок воска Наносится на горячую пластину Бывает прозрачный или чёрный После остывания остаётся липким
| Хранится в бутылке Наносится кистью на холодную пластину Бывает прозрачный или чёрный После остывания — твёрдый
|
Используется в большей степени: для техники травлёный штрих | Используется для техники: мягкий лак
| Используется для техник: акватинта, фотоофорт, ретушь любых техник и др.
|
С цветом лака всё просто:
- С чёрным (кроющим) лаком удобно делать первоначальный рисунок для травления. На чёрном покрытии хорошо видны блестящие линии голого металла.
- Прозрачным лаком удобно делать второе или последующее травления, так как сквозь прозрачный слой художник видит, что он дополняет к уже протравленному изображению.
Бывают лаки и других цветов, цвет лака абсолютно не важен.
Этих знаний Вам будет достаточно для выбора в 90% случаев. В любом случае, Вам нужно заранее понимать, какую именно технику офорта Вы будете делать. В оборудованной мастерской обычно есть все три вида лака.
А теперь с особо въедливыми офортистами мы можем более детально разобраться в видах лаков, которых выпускается великое множество. Совецкий художник, как шеф-повар, лаки варил сам. Множество рецептов описано в книге Василия Звонцова "Офорт", мастера старшего поколения расскажут Вам каждый собственный рецепт. Однако сейчас российскому художнику доступны готовые лаки, протестированные и производимые промышленными масштабами.
Итак, лаков всего два вида: твёрдый и мягкий. Мы говорим о состоянии грунта на доске после нанесения.
- Твёрдый лак даёт жёсткое матовое покрытие, которое хорошо, без сколов процарапывается иглой.
- Мягкий лак даёт липкое, мягкое покрытие. Липкость не исчезает со временем. На мягком лаке легко остаются отпечатки пальцев, травинок и любых текстур. Именно это свойство дало название отдельной технике офорта "Мягкий лак". Именно на мягком лаке с помощью тонкой бумаги и карандаша создаётся техника "Карандашная манера"
Каждый из этих лаков может быть как жидким, храниться в бутылке и наноситься кистью, так и твёрдым: храниться в виде плотных шариков или палочек.
и чтобы в них разобраться, нужно чётко уяснить, чем они отличаются. Каждый лак обладает одновременно следующими свойствами:
- Твёрдый или жидкий в неиспользованном виде
- Твёрдый или мягкий (на доске, в работе)
- Чёрный или прозрачный
- Быстросохнущий, ретушный и др.
Более всего нас интересуют первые два свойства, потому что из-за схожести названий возникает путаница.
1. Твёрдый или жидкий
Мы говорим об агрегатном состоянии офортного лака в неиспользованном состоянии.
- Жидкий лак хранится в герметичной бутылке, так как растворитель очень легко испаряется.
- Жидкий лак льётся (если он свежий) или похож на мёд (если он загустел от времени).
- Жидкий лак наносится на холодную доску кистью, валиком или наливается
- Твёрдый лак выглядит как шарик, палочка или бесформенный кусочек.
- Твёрдый лак похож на воск, разной степени твёрдости
- Твёрдый лак наносится на разогретую доску.
2. Твёрдый или мягкий
Да-да, не удивляйтесь. Сейчас мы говорим о том, какими свойствами обладает лак после нанесения на доску и полного высыхания.
- Твёрдый лак даёт жёсткую, достаточно прочную поверхность.
- Твёрдый лак царапают иглой
- Мягкий лак после полного высыхания остаётся чуть липким.
- На мягком лаке легко остаются отпечатки пальцев, травинок и любых текстур. Именно это свойство дало название отдельной технике офорта "Мягкий лак". Именно на мягком лаке с помощью тонкой бумаги и карандаша создаётся техника "Карандашная манера"
3. Чёрный или прозрачный
Это просто цвет лака. Ещё бывает красный, серый и т.д. Чёрный лак кроющий, непросвечивающий.
- С чёрным лаком удобно делать первоначальный рисунок. На чёрном покрытии хорошо видны блестящие линии голого блестящего металла.
- Прозрачным лаком удобно делать второе или последующее травления, так как сквозь прозрачный слой художник видит, что он дополняет к уже протравленному изображению.
____________________________________
Офорт — это разновидность гравюры на металле, в которой изображение на доске создаётся химическим путём. Чаще всего медные и цинковые пластины травятся кислотой или солью. Отсюда и происходит название техники: "
eau-forte" в переводе с французского — азотная кислота
. Офорт (etching) включает в себя много разновидностей: - травлёный штрих
- акватинта
- мягкий лак
- карандашная манера
- резерваж
- лавис
За последний год художники открывают для себя технику офорт. Кстати, многие из этих графиков к этой технике возвращаются, так как раньше занимались.
Так как в последнее время интерес к созданию офортов у художников сильно возрос, то нам всё чаще и чаще приходится отвечать на вопросы о лаках.
Кратко напомню, что создание офорта состоит из следующих этапов:
- Выпиливание и полировка металлической доски (чаще всего медной или цинковой)
- Покрытие доски лаком
- Процарапывание рисунка на лаке
- Химическое воздействие (травление кислотой или солью)
- Очищение доски от лака
- Печать рисунка на бумаге